О реализуемых основных и дополнительных образовательных программах
Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование
1. Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(в соответствии с обновлённым ФГОС НОО и ФОП НОО)
(с изменениями на 1 сентября 2024 года)
Федеральным законом №273-ФЗ от 29 декабря 2012г. «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021г. №286;
Федеральной образовательной программой начального общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения от 18 мая 2023 г. №372.
При разработке основной общеобразовательной программы использованы федеральные рабочие программы учебных предметов. В соответствии с пунктом 6.4. статьи 12 Закона «Об образовании в Российской Федерации) такая учебно-методическая документация не разрабатывается.
Также при реализации ООП НОО учтены требования:
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Приложением к ООП НОО являются локальные нормативные акты образовательной организации, конкретизирующие и дополняющие основную образовательную программу.
Разработка и утверждение основной образовательной программы и приложений к ней регламентируются законодательством.
Основная образовательная программа начального общего образования является основным документом, определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений.
В соответствии с пунктом 5 статьи 66 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся, не освоившие программу начального общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях образования
Форма обучения | Очная | ||||||||||||||||||||
Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой | Русский язык, Литературное чтение, Родной язык (чеченский), Литературное чтение на родном языке (чеченском), Иностранный язык (английский), Математика, Окружающий мир, Основы исламской культуры, Музыка, Изобразительное искусство, Технология, Физическая культура. | ||||||||||||||||||||
Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой | В рамках основных образовательных программ начального общего образования, реализуемых в ГБОУ «Гудермесская СШ им. У.А. Оздамирова» предусмотрены и проводятся общественно-полезные практики в рамках внеурочной деятельности различной направленности (волонтерских, социальных, благотворительных, патриотических и т.п.) | ||||||||||||||||||||
Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий | При реализации ООП НОО в учебном процессе активно используются цифровые образовательные ресурсы: Российская электронная школа (РЭШ) Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) Система «Маркетплейс образовательных услуг» | ||||||||||||||||||||
О количестве мест | |||||||||||||||||||||
|
Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному и профессиональному самоопределению).
Основная образовательная программа основного общего образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Гудермесская средняя школа им. Усмана Ахмаровича Оздамирова». (далее – ГБОУ «Гудермесская СШ им. У.А. Оздамирова») разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образовательной программы, с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования (fgosreestr.ru) и определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне основного общего образования.
Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ «Гудермесская СШ им. У.А. Оздамирова» предназначена для поэтапной реализации поставленных в Программе перед творческим педагогическим сообществом задач для достижения определенных в Программе целей. Программа направлена на развитие уникального инновационного и экспериментального пространства школы, сохранение и развитие лучших традиций школьного образования Чеченской Республики, воспитание интеллектуальной элиты современного общества, воспитание гражданина России.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
‒ программу развития универсальных учебных действий на уровне основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
‒ программы отдельных учебных предметов, курсов;
‒ программу воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры;
‒ программу коррекционной работы.
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.
Организационный раздел включает:
- учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;
- план внеурочной деятельности;
- систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
ГБОУ «Гудермесская СШ им. У.А. Оздамирова», реализующее основную образовательную программу основного общего образования, обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:
-с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы основного общего образования, установленными законодательством Российской Федерации, Чеченской Республики и уставом ГБОУ «Гудермесская СШ им. У.А. Оздамирова»
- с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательной деятельности в ГБОУ «Гудермесская СШ им. У.А. Оздамирова».
Форма обучения | Очная | ||||||||||||||||||||
Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой | Русский язык, Литература, Родной язык (чеченский), Родная литература (чеченская), Иностранный язык (английский), Математика, Алгебра, Геометрия, Информатика, История России, Всеобщая история, Обществознание, География, Физика, Химия, Биология, Музыка, Изобразительное искусство, Технология, Основы безопасности жизнедеятельности, Физическая культура, Вероятность и статистика. | ||||||||||||||||||||
Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой | В рамках основных образовательных программ основного общего образования, реализуемых в ГБОУ «Гудермесская СШ им. У.А. Оздамирова» предусмотрены и проводятся общественно полезные практики в рамках внеурочной деятельности различной направленности (волонтерских, социальных, благотворительных, патриотических и т.п.) | ||||||||||||||||||||
Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий | При реализации ООП ООО в учебном процессе активно используются цифровые образовательные ресурсы: Российская электронная школа (РЭШ) Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) Официальный сайт поддержки ГИА | ||||||||||||||||||||
О количестве мест | |||||||||||||||||||||
|
Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
ООП СОО является основным документом, определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность ГБОУ «Гудермесская СШ им. У.А. Оздамирова» (далее – школа, образовательная организация) в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС СОО соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений.
1.1.1. Целями реализации ООП СОО являются:
· формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
· воспитание и социализация обучающихся, их самоидентификация посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления;
· преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
· организация учебного процесса с учетом целей, содержания и планируемых результатов среднего общего образования, отраженных в ФГОС СОО;
· формирование навыков самостоятельной учебной деятельности обучающихся на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования;
· подготовка обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности;
· организация деятельности педагогического коллектива по созданию индивидуальных программ и учебных планов для одаренных, успешных обучающихся и (или) для обучающихся социальных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке.
1.1.2. Достижение поставленных целей реализации ООП СОО предусматривает решение следующих основных задач:
· формирование у обучающихся нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способностей к социальному самоопределению;
· обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимся целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
· обеспечение преемственности основного общего и среднего общего образования;
· достижение планируемых результатов освоения ООП СОО всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ);
· обеспечение доступности получения качественного среднего общего образования;
· выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и других, организацию общественно полезной деятельности;
· организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
· участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников в проектировании и развитии социальной среды образовательной организации;
· включение обучающихся в процессы познания и преобразования социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
· организация социального и учебно-исследовательского проектирования, профессиональной ориентации обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных
5 педагогов, сотрудничество с базовыми организациями, организациями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
· создание условий для сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
1.1.3. Принципы и подходы к формированию ООП СОО:
· принцип учета ФГОС СОО: ООП СОО базируется на требованиях, предъявляемых ФГОС СОО к целям, содержанию, планируемым результатам и условиям обучения на уровне среднего общего образования;
· принцип учета языка обучения: с учетом условий функционирования образовательной организации ООП СОО характеризует право получения образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и отражает механизмы реализации данного принципа в учебных планах, планах внеурочной деятельности;
· принцип учета ведущей деятельности обучающегося: ООП СОО обеспечивает конструирование учебного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает механизмы формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная задача, учебные операции, контроль и самоконтроль);
· принцип индивидуализации обучения: ООП СОО предусматривает возможность и механизмы разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и интересами с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося;
· системно-деятельностный подход, предполагающий ориентацию на результаты обучения, на развитие активной учебно-познавательной деятельности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
· принцип учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
· принцип обеспечения фундаментального характера образования, учета специфики изучаемых учебных предметов;
· принцип интеграции обучения и воспитания: ООП СОО предусматривает связь урочной и внеурочной деятельности, предполагающий направленность учебного процесса на достижение личностных результатов освоения образовательной программы;
· принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий. Объем учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий соответствуют требованиям, предусмотренным санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2, действующими до 1 марта 2027 г. (далее - Гигиенические нормативы), и санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, действующими до 1 января 2027 г. (далее - Санитарно-эпидемиологические требования).
Форма обучения | Очная | ||||||||||||||||||||
Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой | Русский язык, Литература, Родной язык (чеченский), Родная литература (чеченская), Иностранный язык (английский), История, Математика, Физическая культура, Основы безопасности жизнедеятельности, Обществознание, География, Информатика, Химия, Физика, Биология, Индивидуальный проект, Вероятность и статистика. | ||||||||||||||||||||
Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой | В рамках основных образовательных программ основного общего образования, реализуемых в ГБОУ «Гудермесская СШ им. У.А. Оздамирова» предусмотрены и проводятся общественно полезные практики в рамках внеурочной деятельности различной направленности (волонтерских, социальных, благотворительных, патриотических и т.п.) | ||||||||||||||||||||
Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий | При реализации ООП СОО в учебном процессе активно используются цифровые образовательные ресурсы: Российская электронная школа (РЭШ) Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) Официальный сайт поддержки ГИА | ||||||||||||||||||||
О количестве мест | |||||||||||||||||||||
|
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (ООП НОО) обучающихся с задержкой психического развития. (Вариант 7.2)
Форма обучения | Очная | ||||||||||||||||||||
Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой | Русский язык, Литературное чтение, Родной язык (чеченский), Литературное чтение на родном языке (чеченском), Математика, Окружающий мир, Изобразительное искусство, Физическая культура, Технология. | ||||||||||||||||||||
Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой | В соответствии с АООП НОО вариант 7.2 , не нуждаются. | ||||||||||||||||||||
Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий | Нет | ||||||||||||||||||||
О количестве мест | |||||||||||||||||||||
|
Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с расстройством аутистического спектра, имеющих умственную отсталость (вариант 8.3)
Форма обучения | Очная | ||||||||||||||||||||
Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой | Русский язык, Литературное чтение, Родной язык (чеченский), Литературное чтение на родном языке (чеченском), Математика, природоведение, биология, география, мир истории. | ||||||||||||||||||||
Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой | В соответствии с АООП ООО вариант 8.3 , не нуждаются. | ||||||||||||||||||||
Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий | Нет | ||||||||||||||||||||
О количестве мест | |||||||||||||||||||||
|
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных общеразвивающих программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно – образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.
Образовательное учреждение осуществляет образовательную деятельность в интересах личности ребенка, общества и государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможность удовлетворения воспитанника в самообразовании и получении дополнительного образования. В сфере дополнительного образования ребёнок может реализовать своё личностное право на свободный выбор цели, освоить способность к позитивному целеполаганию, умению достигать целей своего жизненного предназначения. Свободный выбор ребёнка есть существенный признак дополнительного образования поэтому, в широком смысле слова, дополнительное образование - это образование целевого выбора.
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает
содержательную составляющую Основной Образовательной Программы Начального Общего Образования, Основного Общего Образования, Среднего Общего Образования ГБОУ «Гудермесская СШ им. У.А. Оздамирова» и способствует практическому приложению умений и навыков детей, полученных в общеобразовательном учреждении, стимулирует их познавательную мотивацию, развивает творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу.
Форма обучения | Очная | ||||||||||||||||||||
Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой |
| ||||||||||||||||||||
Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой |
| ||||||||||||||||||||
Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий | При реализации образовательной программы дополнительного образования в учебном процессе активно используются цифровые образовательные ресурсы: Российская электронная школа (РЭШ) Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) Официальный сайт поддержки ГИА | ||||||||||||||||||||
О количестве мест | |||||||||||||||||||||
|
Об учебном плане
Учебный план ГБОУ «Гудермесская средняя школа им. Усмана Ахмаровича Оздамирова» для 1-11 классов на 2024–2025 учебный год.
О календарно-учебном графике
Годовой календарно-учебный график ГБОУ «Гудермесская средняя школа им. Усмана Ахмаровича Оздамирова» на 2024-2025 учебный год.
О методических и иных документах, разработанных образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса, в виде электронного документа
Аннотации к рабочим программам
Численность обучающихся
В организации | В каждой параллели | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |||
За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета | Всего | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Свободно | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ | Всего | 911 | 105 | 75 | 106 | 104 | 110 | 96 | 108 | 109 | 87 | 3 | 8 |
Свободно | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
За счет бюджетных ассигнований местных бюджетов | Всего | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Свободно | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
За счет средств физического и (или) юридического лица | Всего | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Свободно | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
Всего | Всего | 911 | 105 | 75 | 106 | 104 | 110 | 96 | 108 | 109 | 87 | 3 | 8 |
Свободно | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |