Функциональная грамотность

фгр7.jpg

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая  грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

 

 

1. Читательская грамотность Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
​2. Естественно-научная грамотность​ Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями
3. Математическая грамотность​ Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты
4. Финансовая грамотность Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
5. Креативное мышление Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
6. Глобальные компетенции Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем​

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

        Об организации работы по повышению функциональной грамотности 03-1510 от 14.09.2021

·         ИРО ЧР приказ от 20-09-2021 №192 по функциональной грамотности

·         Приказ № 1201- п Об организации работы по повышению функциональной грамотности

·         Региональный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся ОО на 2021/2022 г

·         Информационное письмо исх. №422 от 24.09.2021

·         Информационное письмо №437 от 5.10.2021

·         Дорожная карта ИРО ЧР по функциональной грамотности

·         КПК для преподавателей СПО

·         Олимпиада по функциональной грамотности 

·         №3-п О внесении изменений в Региональный план по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся

·         Региональный проект "Формирование и оценка функциональной грамотности по модели PISA"

Методическое сопровождение педагогов по решению PISA-подобных заданий и подготовки школьников к участию в международном исследовании качества образования PISA

ФГ Использование РЭШ для формирования функциональной грамотности                                                                                      

Функциональная грамотность: глобальные компетенции                 

Функциональная грамотность: естественнонаучная грамотность

Функциональная грамотность: математическая грамотность  

Функциональная грамотность: креативное мышление            

Функциональная грамотность: финансовая грамотность

Апробация заданий по ФГ по модели PISA

Банки заданий по функциональной грамотности

Банк заданий по функциональной грамотности

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы

Электронный банк заданий по финансовой грамотности

Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания

Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности

Банк заданий по функциональной грамотности

Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение»

Открытые задания PISA

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ

Примеры тестовых заданий международного исследования PISA  

Повышение квалификации педагогов по формированию функциональной грамотности

ЯндексУчебник Марафон по функциональной грамотности

Интенсив ЯУчитель 3.0

Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка (вебинар)

Методические материалы по функциональной грамотности

·         Социально-образовательный проект по повышению финансовой грамотности населения

·         Материалы вебинаров Академии Минпросвещения России:

Читательская грамотность: как устроен умный текст (16.02.2022)

— Методика формирования структурных компонентов математической грамотности (09.02.2022)

— Естественно-научная грамотность: путь к успеху (26.01.2022)

— Читательская грамотность: от узкопредметной замкнутости к межпредметной коллаборации (19.01.2022)

— Методическое сопровождение процесса формирования математической грамотности в системе общего образования (22.12.2021)

— Вебинар «Организация методической работы по формированию функциональной грамотности в образовательной организации». Ссылка

— Анализ результатов самодиагностики управленческих команд школ РФ по основным направлениям функциональной грамотности. Ссылка

-Просветительская лекция «Формирование навыков 21 века». Ссылка

-Вебинар «Функциональная грамотность руководителя». Ссылка

-Публичная лекция «Педагог XXI века: ключевые навыки». Ссылка

·         Функциональная грамотность. Готовимся к PISA-2022. Глобальные компетенции и математическая грамотность (вебинар 03.02.2022)

·         Финансовая грамотность в основной школе: решаем задачи, учимся оценивать (вебинар 13.01.2022)

·         Читательская грамотность (пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников), Академия Минпросвещения России, 2021

·         Математическая грамотность (пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников), Академия Минпросвещения России, 2021

·         Естественнонаучная грамотность (пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников), Академия Минпросвещения России, 2021

·         Методическое сопровождение процесса формирования математической грамотности в системе общего образования (Сергеева Т.Ф., Академия Минпросвещения России)

·         О формировании системы управления процессами достижения новых результатов функциональной грамотности в Российской Федерации (Минпросвещения России)

·         Основные подходы к оценке креативного мышления учащихся основной школы

·         Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы. Методическое пособие

·         Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов (2019год) по шести составляющим функциональной грамотности: читательской, математической, естественно-научной, финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению представлены на сайте ФГБНУ «ИСРО РАО». Материалы прошли апробацию в 24 регионах страны

·         Функциональная грамотность — современный вызов для образования (онлайн-конференция)

·         Как обеспечить конкурентоспособность российского образования?

·         Формирование функциональной грамотности — одна из основных задач ФГОС

·         Зачем учителю заниматься формированием функциональной грамотности школьников?

·         Обновление содержания общего образования в проектах ФГОС начального и основного общего образования 

·         Универсальные компетентности и новая грамотность (материалы НИУ ВШЭ)

·         Опыт Москвы по оцениванию математической грамотности школьников

·         Вебинар Новые грамотности: 4К. Что реально воплотить в образовательный процесс (08.10.2020)

·         Вебинар Креативное мышление. Разговор с экспертом

·         Вебинар «Формирование информационной грамотности младшего школьника» (14.05.2020)

·         Пресс-конференция: Всероссийский форум по функциональной грамотности (декабрь 2019г.)

·         Материалы Всероссийского форума экспертов по функциональной грамотности (17 декабря 2019г.)

·         Мастер-класс «Формирование надпрофессиональных навыков обучающихся как основа воспитания личности 21 века»

·         Мастер-класс «Некоторые инструменты формирования глобальной компетентности»

·         Мастер-класс «Формирование на уроках истории навыков коммуникации и сотрудничества с использованием сингапурских обучающих структур»

·         Международный методический семинар «Формирование и оценка функциональной грамотность обучающихся» (ноябрь 2019г.)

·         Вебинар «Функциональная грамотность школьников. Приемы смыслового чтения»(октябрь 2019г.)

·         Вебинар «Функциональная грамотность современного младшего школьника» (апрель 2019г.)

·         Навыки будущего Что нужно знать и уметь в новом сложном мире

·         Работа с учебным текстом на уроках истории и обществознания как средство формирования функциональной грамотности обучающихся

·         Формирование функциональной грамотности на уроках естественнонаучного цикла

·         Как эффективно управлять учебным процессом

·         Цифровые джунгли

·         Как научиться учиться

·         Социально-эмоциональное развитие детей

·         Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке (М.А. Пинская)

·         КОМПЕТЕНЦИИ 21 ВЕКА В НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

·         Функциональная грамотность: вызовы и эффективные практики

·         Самостоятельность ученика как условие развития его функциональной грамотности

·         Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся

·         Функциональная грамотность младшего школьника

·         Памятка «Как повысить функциональную грамотность учеников»

·         Читательская грамотность

·         Математическая грамотность

·         Естественнонаучная грамотность

·         Финансовая грамотность

·         Основы финансовой грамотности учащихся 7-11 классов

·         Методические рекомендации для учителей начальной школы по финансовой грамотности

·         ИКТ-компетентность

·         Глобальные компетентности

·         Креативное мышление

·         Речевое развитие

·         Формирование языковой грамотности младшего школьника как основа успешного изучения русского языка в основной школе

·         НАВЫКИ XXI ВЕКА В РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ: ВЗГЛЯД ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ (НИУ ВШЭ)

·         Сборник заданий по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики

·         Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика

·         Функциональная грамотность как ориентир и результат качества образования

 

 

Электронные ресурсы по формированию функциональной грамотности

 

*      Медиатека (prosv.ru). Электронные учебники в Медиатеке. 1000 учебников с интерактивными объектами и удобной навигацией. Можно использовать через сайт или мобильное приложение.
Доступ к электронным учебникам издательства «Просвещение».

*         Электронный банк заданий по функциональной грамотности.

*         Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся».

*         Банк заданий PISA.

*         Мастер-классы PISA.

*         Онлайн-курсы повышения квалификации при подготовке к PISA.

*         Функциональная грамотность в современном образовании. Сборник заданий для подготовки к международному сравнительному исследованию PISA.

*         Читательская грамотность

*         Математическая грамотность

*         Финансовая грамотность

*         Естественнонаучная грамотность

*         Банк заданий для начальной школы

 

Документы

Рабочая программа внеурочной деятельности начального общего образования по формированию функциональной грамотности Учимся для жизни 1-4-ые классы.
Рабочая программа по профориентационной работе в рамках внеурочной деятельности Тропинка в профессию 1-4-ые классы
Рабочая программа по профориентационной работе в рамках внеурочной деятельности Мир профессий 5-9-ые классы
Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219
Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке
Письмо Министерства просвещения 03-1510_ot_14.09.2021
Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526
ФГ приказ Министерства от 21.12. 2021
Рабочая программа развития курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» для 1-4-ых классов.
Рабочая программа развития курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» для 5-9-ых классов.
Рабочая программа развития курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» для 10-11-ых классов.
План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся на 2022-2023 учебный год